Церковь Рождества Христова в Кугаево

Церковь Рождества Христова с приделом в честь Благовещения Богородицы основана из кирпича на средства прихожан взамен деревянного храма в 1798 году. Эскиз с "нарисованием наружного и внутреннего плана" выполнил строитель Прокопий Шишкин и староста Илья Кремлев. В качестве образца велено было архиепископом Варлаамом ориентироваться на тобольскую Христорождественскую церковь. В 1803 году окончили теплый Благовещенский придел, а всё строительство и украшение храма было завершено только в 1814 году. К периоду между 1808 и 1816 гг. относится создание настенных росписей.
Художественный облик памятника сложился под воздействием барокко и классицизма. Основу троечастной композиции составляет бесстолпный одноапсидный храм типа "широкий восьмерик на четверике", перекрытый сомкнутым сводом. Тромпы в основании восьмигранника образованы четвертями свода. Асимметричная трапезная с южным приделом перекрыта системой коробовых сводов. С западной стороны плотный пластичный объём храма уравновешивает двухярусная восьмигранная колокольня, также завершенная куполом. Узкие пилястры скрепляющие грани оъемов, наличники с фигурными лучковыми очельями в первом ярусе и рамочные с замковыми элементами во втором, профилированный карниз определяют нарядный, хорошо прорисованный фасадный декор. Западный портал решен в виде портика с деревянным лучковым фронтоном на кирпичных столбах. В здании сохранились массивные деревянные двери с коваными жиковинами, кованые решетки на окнах.
Особенностью интерьера церкви служит наличие в нём сохранности многих первоначальных элементов, включая конструкцию низких проемов с тяжелыми деревянными полотнищами дверей, разделявших помещения теплой трапезной с приделом от холодных притвора и летней церкви. Хорошо освещенный верхним светом храм впечатляет пространственностью. Главной его художественной достопримечательностью является фреска на западной стене - "Страшный суд". Крупная многофигурная композиция, созданная в канонической манере и традиционной технике письма, является уникальным в Сибири образцом сохранившейся фресковой живописи. В купольной части помещено изображение Бога-Саваофа.
Вокруг здания церкви остались фрагменты кирпичной ограды внутреннего двора.